29 февраля 201213:33 Версия для печати

Вардан Маркос: «Хорошей музыки много — просто надо уметь её разглядеть»

Знаменитый скрипач-виртуоз Вардан Маркос в этом году планирует посетить родной Красноярск с концертной программой «Время Триумфа». Новый сезон звезда классики откроет в городах центральной России, после чего отправится в гастрольный тур на Дальний Восток и на Урал.

Вардан Маркос — один из немногих в России скрипачей, объединивший электронные звуки и академическую, «живую» скрипку. Его смелые трактовки признанных классических произведений не оставляют равнодушными никого.

— Вардан, расскажите, откуда вы родом, как складывался ваш творческий путь?

— Родился я в городе Мартуни. Это небольшой городок в Армении, расположенный высоко в горах. Там удивительная природа: много солнца, озеро Севан, чистый горный воздух, и люди душевные, открытые, отзывчивые, любящие песни, музыку. Музыка звучала на праздниках, народных свадьбах, куда меня маленького брал с собой мой отец. Такая атмосфера окружала меня с детства, и я не мог не заниматься музыкой. Тем более, что другого выбора у меня особо не было. Родителя с шести лет меня отвели в музыкальную школу на отделение скрипки. Старшие четыре сестры уже занимались музыкой, играли на фортепиано, поэтому родители решили, что мне тоже необходимо получить музыкальное образование. Семья у меня интеллигентная: мама врач, а отец был человек уникальный для тех мест — высокообразованный и просвещённый, имел два высших образования — историка и юриста, он занимал различные руководящие должности в городе и Республике, перед уходом на пенсию был директором картинной галереи в Мартуни.

В детстве я не хотел заниматься музыкой, играть на скрипке, а хотел, как все мальчишки, играть в футбол, быть великим футболистом, как Марадона, а если не футболистом, то лётчиком-испытателем, мечтал на самолете облететь весь земной шар и для этого рано начал изучать географию. Но вместо футбола мне пришлось учить гаммы и арпеджио, часами заниматься скрипкой под неусыпным оком отца и сестёр. Только к седьмому классу я увлекся инструментом и чётко для себя уяснил, что мой путь — музыка. После музыкальной школы поступил в Ереванское государственное музыкально-педагогическое училище им. А. Бабаджаняна. После его окончания работал в музыкальной школе преподавателем и учился в Ереванской государственной консерватории им. Комитаса. Уже на втором курсе консерватории меня призвали в армию — и не музыкантом, а танкистом. Я служил в Чехословакии, далеко от дома, поэтому скрипку взял с собой, чтобы иногда заниматься. Но офицер, принимавший меня, увидев скрипичный футляр в моих руках, сразу сказал, чтобы я забыл про скрипку, а эти два года вместо скрипки у меня будет танк. Во время службы в армии я получил серьёзную травму кисти, перенёс сложную операцию. Думал, что уже никогда не смогу играть. Пришлось потратить много времени и сил на восстановление. Я занимался по 10-12 часов в день и получил высший бал на выпускном экзамене, сыграв сложный концерт. Несмотря на все трудности, о своей службе в армии вспоминаю с теплотой и об этом не жалею.

— Действительно была серьёзная опасность распрощаться с карьерой скрипача?

— Мне кажется, что именно тогда я впервые задумался о том, что моя жизнь без музыки не имеет смысла. Это придавало мне сил в моих многочасовых репетициях, когда нужно было находить то единственное, чистое звучание инструмента, к которому я стремился. Для этого я приложил все усилия, чтобы снова начать играть, потому что не видел себя вне музыки. Сейчас остался только шрам на руке и воспоминания, а я продолжаю играть для своих любимых слушателей.

— Как из Армении вы приехали в Красноярск?

— После окончания консерватории меня, молодого специалиста, пригласили работать преподавателем в музыкальную школу в Братск. Директор школы хотя и был мне рад, но сразу понял, что мне будет тесно в маленьком Братске. К этому времени я был лауреатом международного конкурса, участвовал в концертах как солист. Он написал письмо в Управление культуры Красноярска, и меня пригласили в качестве артиста оркестра в Красноярский театр оперы и балета. С 1995 по 2000 год я работал в Красноярском оперном театре, но в то же время мне не давала покоя идея создать собственный театр, свою концертную программу, где я мог бы реализовать свои творческие идеи, выбирать произведения по своему вкусу, исполнять их в современных аранжировках. Главный дирижёр Анатолий Чепурной мои идеи поддерживал, помогал, и в 1999 году был одним из первых слушателей на моём концерте, который я назвал «Парад страстей». Уже позже появились другие концертные программы-спектакли — «Время триумфа» и спектакль «Наваждение», который поставил хореограф из Санкт-Петербурга, заслуженный деятель искусств России Александр Полубенцев. Но «Парад страстей» — это моё первое детище, успешное, любимое. Эта программа получила широкий отклик у слушателей, зрителей, получила множество наград, в том числе от Союза театральных деятелей России «За творческий поиск и инициативу». Концерты «Парада страстей» до сих пор проходят успешно, при аншлагах. Меня стали приглашать на гастроли сначала по России, а затем и за рубеж. Я интуитивно чувствовал, что надо идти вперёд, что меня ждёт новая публика, новые концертные площадки. Когда впервые в 2000 году я выступил в Кремлёвском дворце в концерте, где участвовали звёзды российской эстрады, мне очень захотелось переехать в Москву. Нужно отметить, что моему переезду поспособствовал генеральный директор «Кремль-Концерта» Сергей Лавров, который организовал в 2002 году большой гастрольный тур с французским певцом Нильдой Фернандезом. Вместе с Нильдой мы объехали 24 российских города.

— Как вы пришли к сочетанию электронного звука и «живой» скрипки?

— Работая в Красноярском театре оперы и балета, я внимательно наблюдал за зрителем. И понял, что с современным зрителем, особенно с молодым, нужно разговаривать на современном музыкальном языке, а ещё нужны программы яркие, красочные, интересные, построенные как спектакли. Сейчас такие программы появляются, а тогда, в 1999 году, это было рискованным экспериментом, новаторством. Мне хотелось, чтобы люди, которые приходили бы на мои концерты, уходили с любовью к классической музыке, чтобы приходили не только меломаны, музыкальные критики, а простые люди, которые классику считают скучной и устаревшей, а больше любят эстраду. Но придя на мой концерт, они бы изменили своё мнение. Ну а искушённый слушатель, возможно, оценил бы мои современные интерпретации, услышал знакомые музыкальные произведения по-новому.

Меня не всегда понимали коллеги. Многие говорили, что я издеваюсь над музыкой, искусством и классикой. Утверждали, что я гублю свой талант. Были люди, которые подозревали, что я и вовсе не умею играть, а просто исполняю под фонограмму Ванессы Мэй, да много чего было... Но многие меня поддержали. Так родилась «группа поддержки», команда единомышленников, состоящая из аранжировщиков, режиссёров, артистов балета, музыкантов. Больше всего меня вдохновлял успех, с которым проходил каждый концерт, восторженные отзывы слушателей, каждый из которых находил в скрипичном соло то, что было созвучно ему, его душе.

Сейчас, когда уже прошло более десяти лет и музыкальное направление «classical crossover» воспринимается в порядке вещей. А ещё восемь-десять лет назад на московских радиостанциях говорили, что никогда в жизни мои произведения не будут пускать в эфир. Прошли годы, и жизнь всё расставила по своим местам: моё исполнение стало привычным для слушателя, меня часто приглашают на интервью ведущие радиостанции не только России, но и Голландии, Франции, Германии. А однажды, когда я ехал на гастроли в поезде, всё время по радио звучала музыка в моём исполнении. Было приятно.

— Сколько у вас выпущено уже альбомов? Как оцениваете отношение зрителя к вашей виртуозной игре на скрипке?

— Выпущено четыре полноценных диска, готовится к записи пятый альбом. Он уже совсем готов, немного помешал кризис. Надеюсь, что до конца текущего года альбом поступит в продажу. Если говорить об основной задаче в творчестве, то моя главная цель — приблизить молодёжь к классической музыке. Мне очень жаль, что молодые люди лишают себя целого мира классической музыки, в большинстве предпочитают дискотеки и клубы концертам симфонической музыки, балетным, оперным спектаклям. Это понятно и нормально. Просто в жизни есть место и дискотеке, и классической музыке. Я только сделал попытку заинтересовать молодых людей, тех, кто никогда такой музыки не слушал и считает её чем-то отжившим, устаревшим. Думаю, что мне это удалось. И я очень рад, когда кто-то из подростков, придя на мой концерт, захотел послушать, как это звучит в оригинальном исполнении, послушать арию, сходить на балет. Такая форма существовала и раньше, просто мы о ней забыли. Так, например, оркестр Поля Мориа делал свои трактовки симфонических произведений. Просто через лёгкую музыку постепенно люди приходят к музыке серьёзной, сложной. Но эстрада — это вовсе не плохо, это просто другая форма. Вот и всё. Невозможно представить, как большой симфонический оркестр играет на дискотеке. Когда меня пригласили сыграть для молодёжи в модном в своё время клубе «Планета Красноярск», стоило мне только начать играть, молодёжь замерла в изумлении. Они не знали, как реагировать и что делать со своими новыми чувствами, которые в них пробудила музыка. Они думали, что классика нудная, а оказалось, что её можно слушать заворожённо. Можно даже просто танцевать под скрипку, что они и делали. У меня у самого было чувство переполненного восторга, которое сохранилось до сих пор. Я так был счастлив, что сумел пробудить у молодых зрителей любовь к скрипке. Если даже один человек проявляет интерес к моему исполнению и классической музыке, для меня это уже успех. Значит, я выполнил свою задачу.

— Как называется направление, в котором вы работаете?

— Этот стиль называют «classical crossover» — своеобразный синтез, гармоничное сочетание элементов классической музыки и поп-рока — электронной музыки. Мои работы — это концерты для акустической скрипки с усилителем, невидимого электронного «оркестра», солистов балета и актёров. В концертах участвуют лучшие исполнители: солисты балета, вокалисты, творческие коллективы нашей страны. Взорванный чувством мир человека, его выражение в стихии музыки, пластики, поэзии, света — вот главная тема концертов. Новые аранжировки несут сегодняшнему зрителю чувства и страсти, которыми вечно болен человек. Всё очень просто, а через эту простоту открывается целый мир — это мир любви, доброты, красоты и, конечно, безграничный мир Музыки.

— Что для вас скрипка? И какая она у вас?

— Скрипка для меня — это отражение души человека. Скрипка может передать через музыку все чувства и эмоции, которые испытывает человек, все страсти: любовь, тоску, одиночество, грусть, веселье, отчаянье. Первая моя скрипка была сделана в прошлом веке мастером из Армении, вторая — тоже старинная, но, правда, немецкой мануфактуры, третья — итальянская. Скрипок у меня целая коллекция, и я все их люблю и всеми дорожу. Сейчас я играю на скрипке, которую специально для меня создал русский скрипичный мастер Виктор Малыхин. Это одна из его последних в жизни работ и одна из лучших. Моя скрипка носит гордое имя «Виктория» — победа. Так она названа в честь мастера, её изготовившего, и для меня она стала символом победы. Она мне помогает быть первым и лучшим. Когда я переехал в Москву, то всегда было такое чувство, что я могу что-то не успеть, опоздать. Прошло несколько лет, а в Москве так никто в этом направлении и не начинал работать и до сих пор не работает. Так и получилась «победа за нами». Не зря говорят: как ты судно назовёшь, так оно и поплывёт.

— Как давно вы были в Красноярске? Получается ли проводить занятия с молодёжью?

— При первой возможности я приезжаю в Красноярск, который считаю своим родным городом. Был и в Красноярске, и в десяти городах Красноярского края с юбилейным гастрольным туром. Концерты прошли с большим успехом и особой, непередаваемой теплотой, которая возникает только тогда и только там, где тебя ждут. Ждут любым — знаменитым или нет. Эти концерты прошли в атмосфере радости и большой любви. Я до сих пор ощущаю эту любовь, которую я, как артист, чувствую, когда выхожу на сцену. В Красноярск хочется возвращаться, и я обязательно ещё вернусь.

Мне удалось встретиться с родными и близкими, с творческими людьми. Побывать на спектаклях, сходить на выставки, узнать о культурной жизни края. Удалось организовать творческую встречу в красноярской гимназии № 13, что в Академгородке, где я исполнил отрывки из классических произведений Вивальди, Моцарта, Баха и других классиков. Это был ещё и мастер-класс для учащихся, так как гимназия славится своим музыкальным уклоном и эстетическим направлением. В мастер-классе принимали участие юные победители городских, краевых, межрегиональных и международных конкурсов. Мне всегда хочется поддержать творческую молодёжь Красноярска. Показать, какие они замечательные, вдохновить на трудном пути творческого становления. Например, в моих московских концертах неоднократно принимал участие красноярский театр танца «Калипсо», они очень понравились москвичам на сцене Театра эстрады. Этот концерт был показан по одному из центральных телеканалов. Вообще люблю работать с интересными молодыми, начинающими свою карьеру исполнителями. В Красноярске в концерте принимали участие: бас-гитарист Николай Широков, народный ансамбль «Армения», ансамбль «Престиж» — молодёжный состав, театр танца «Калипсо», их исполнение было встречено восторгом и несмолкающими аплодисментами.

— Вы ведь страстный коллекционер — расскажите об этом увлечении.

— У меня в коллекции около двухсот пластинок. В основном, это записи классической музыки. Коллекция скрипок — пять скрипок и альт. Очень дорогих антикварных работ нет. Я очень люблю живопись. Живопись помогает мне, подсказывает идеи, создаёт настроение и уют, радует глаз и напоминает о художниках — моих друзьях. В основном, это собрание современной живописи — Юлии Ивановой, Ирины Верпеты, Сергея Форостовского, Ильи Золотухина, Марины Степановой-Ланской, Виктора Воронова, скульптора Виктора Мосиелева. Кстати, сюрпризом концерта в Красноярске стал подарок, сделанный прямо на сцене художником Ильёй Золотухиным — прекрасный портрет моей супруги. Из ценных экспонатов коллекции — статуэтка испанского модерниста Миро. А вообще, я ещё коллекционирую афиши своих друзей и коллег — уже более сорока афиш.

— Какой путь развития вы видите у классической музыки?

— Позитивный. Я думаю, что сегодня очень много хороших и талантливых музыкантов, просто система 90-х годов ещё не переломлена и не даёт выхода на сцену талантливым людям. Это как добро и зло. В мире вообще добра больше. Больше любви, чем ненависти. Часто за большие деньги транслируются низкопробные песенки. Но без эстрадной музыки жизнь тоже была бы скучна. Просто должны быть и эстрада, и классика, и популярная музыка, рок, рэп и любые сочетания этих направлений. Главное, чтобы это было сделано талантливо. Но всё-таки основа всего, что написано, что исполнено — это музыка классическая. Она — фундамент. Но всё-таки я не отношусь к классике как к «священной корове», и буду продолжать исполнять классические произведения в современной аранжировке. Я уверен, что хорошей музыки много, просто её надо уметь разглядеть.

Досье

Вардан Маркос — лауреат международных конкурсов, один из самых востребованных музыкантов в России. В 1999 году впервые реализовал на сцене свою идею о стиле, соединяющем разные направления — «classical crossover». Проект создан для популяризации серьёзных стилей или, наоборот, для «углубления» «лёгких жанров». Его шоу-программы с успехом проходят на сценах России и Европы. При этом постоянно меняется музыкальный материал, драматургия, декорации. В спектаклях принимают участие различные музыканты и танцевальные коллективы, а общее число задействованных артистов может достигать 50-60 человек. Постоянны только виртуозная игра скрипача и бессменные произведения композиторов, составляющих «золотой фонд» классики.

Автор: Анастасия РУДАКОВА

Комментарии
  • Эльдар Ахадов 4 марта 2012 г. 03:33

    Рад возможности поприветствовать замечательного земляка-красноярца. Вардан, Ваша скрипка давно покорила сердца сибиряков! Желаю Вам долгой творчески насыщенной счастливой жизни. С уважением, Э.А.


Имя или электронная почта
Пароль
Войти, используя: YandexGoogleВконтактеFacebookTwitterMail.ruMyOpenIDOpenIDWebMoney

Лента новостей

Последние статьи

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

У вас есть предложения по улучшению нашего сайта или вы нашли ошибку? Напишите об этом.