28 сентября 201212:35 Версия для печати

Владимир Спиваков: «Национальный оркестр должен жить и работать для своей публики»

Новый филармонический сезон в Красноярске открыл один из лучших симфонических коллективов страны — Национальный филармонический оркестр России под управлением народного артиста РФ Владимира Спивакова. Последний раз этот оркестр выступал в Красноярске в 2010 году.

Незадолго до визита в Красноярск коллектив оркестра принял участие в музыкальном фестивале народного артиста РФ Дениса Мацуева «Звёзды на Байкале», где дал два концерта. В одном из них, программе «Возлюбите Баха», Владимир Спиваков играл на скрипке арии из кантат. Погода в Иркутске не благоприятствовала прогулкам, и маэстро прилетел в Красноярск сильно простуженным. Но даже это обстоятельство не позволило всемирно известному скрипачу и дирижёру, меценату, яркому общественному деятелю отменить запланированную встречу с журналистами.

Об оркестре

Сам Владимир Теодорович уклоняется говорить о своих заслугах. Разговор с журналистами начал директор Национального филармонического оркестра России Георгий Агеев.

— Мы — национальный оркестр. Национальный не потому, что достойно представляем российское искусство за рубежом, хотя и это тоже, — мы живём и работаем для России. Честно скажу: у нас такое количество работы, что могли бы вообще не выезжать из Москвы, и с творческой, и с финансовой точек зрения, могли бы постоянно работать в трёх крупнейших московских залах.

Оркестр создавался при активном участии и поддержке Президента России Владимира Путина. Вспоминаю, когда в программе «Время» Владимир Спиваков объявил о том, что уходит с должности главного дирижёра и художественного руководителя Российского национального оркестра. Через десять минут у него дома, неожиданно для всех, раздался звонок. Звонил Путин. Президент спросил: чем он может помочь в этой ситуации? Так был создан оркестр, который сегодня является драгоценной, бесценной коллекцией российских музыкантов. Вслед за Спиваковым из Российского национального оркестра ушли многие ведущие музыканты. В новый оркестр перешли люди от Валерия Гергиева, из других известных симфонических коллективов.

Достаточно назвать народного артиста России Юрия Григорьевича Лоевского. Это один из самых крупных виолончелистов России, ученик Ростроповича. Он является концертмейстером группы виолончелистов оркестра. Коллектив пополняют молодые талантливые музыканты из Международного Благотворительного фонда Владимира Спивакова. К примеру, трубач нашего оркестра в 17 лет, не имея симфонического опыта, стал первой трубой!

О молодых талантах

Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова, который последние годы возглавляет Денис Мацуев, является самым эффективным фондом в России по поддержке творчества молодёжи. При фонде и при оркестре действует множество программ. В первую очередь это единственная в стране программа по поддержке молодых дирижёров. Фонд и оркестр занимаются подготовкой молодых инструменталистов, потому что в этой области существует серьёзный кризис. Многие великие педагоги ушли из жизни, кто-то уехал из страны, кто-то если и продолжает преподавать, то чисто номинально. К примеру, со скрипачами ситуация просто катастрофическая. В Красноярске Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова исполнил концерт Чайковского для скрипки с оркестром «Симфония № 4». Солистом выступил молодой талантливый скрипач, лауреат ХIV Международного конкурса имени П.И. Чайковского Сергей Догадин.

— Сергей Догадин — один из трёх скрипачей, с которыми наш оркестр регулярно сотрудничает по всему миру, растит, гордится его успехами, — пояснил Георгий Агеев. — Перед конкурсом имени Петра Ильича Чайковского коллектив с Догадиным сыграл двенадцать раз, чтобы Сергей мог почувствовать себя уверенным в работе с оркестром. Мы выбили у Министерства культуры РФ для него скрипку Страдивари. Сделали это заранее, потому что самым перспективным конкурсантам инструмент дают в последний момент, они не успевают к нему привыкнуть, обыграть. Скрипка — это же не плеер в уши, это тонкая материя. Как ты к ней привыкаешь, так и она к тебе. Являясь обладателями гранта Президента России, мы решили, что должны утвердить собственные гранты, выделять их наиболее перспективным музыкантам. Настоящие таланты, как правило, рождаются далеко от Москвы, в семьях небольшого достатка, и мы понимаем, что такое вовремя оказанная поддержка.

Маэстро о России

На вопрос, почему, выбирая из зарубежных туров и гастролей по России, оркестр и его маэстро отдают предпочтение именно родине, Владимир Спиваков ответил:

— Выступления по России всегда были моей мечтой. Когда я руководил Российским национальным оркестром Михаила Плетнёва, гастролей у ведущих коллективов практически не было. Деньги на поездки нам давали американцы. Я же считал и считаю, что национальный оркестр должен в первую очередь жить и работать для своей публики. Поэтому мы много ездим по России. Не помню случая, чтобы был неполный зал. Мы счастливы, когда видим, что зрители довольны.

— Как вы оцениваете состояние концертных залов в российских регионах?

— В России всё от человека зависит. От людей, которые способны держать своё слово. Очень важна личная договорённость с такими людьми. Если есть личность, способная «пробить», достать средства и проследить ещё, чтобы не украли половину, тогда получается что-то хорошее. В Омске бывший губернатор области Леонид Полежаев сделал просто великолепный концертный зал. Благодаря усилиям моего фонда в Тольятти создан Молодёжный симфонический оркестр Поволжья. Когда мы там были, Денис Мацуев играл Второй концерт Рахманинова за роялем, давно не видевшим капитального ремонта. Представитель Президента России Сергей Кириенко пообещал подарить концертный рояль. И к юбилею Горьковской филармонии сдержал своё слово. Сейчас там играют на новом «Бехштейне».

Маэстро о музыке и спорте

— В детстве, играя на скрипке, вы занимались футболом, баскетболом, боксом, не боясь повредить пальцы. Помог ли спорт в музыке? За кого болели во время проведения Олимпиады, когда с гастролями находились в Лондоне?

— Не могу сказать, что всё это помогло в музыке, но в жизни точно. Во время Олимпиады я даже вспомнил о спорте. В Лондоне меня пригласили в старинный боксёрский клуб, где я полтора часа тренировался. В Лондоне мы тоже были с Денисом Мацувым, попали на дни проведения Олимпиады, на знаменитый волейбольный финал у мужчин, во время проведения которого разыгралась просто шекспировская трагедия. Болели за тех россиян, которых видели на стадионах. Собственно, у нас есть своя круглосуточная, круглогодичная, каждодневная музыкальная олимпиада.

— Давно ли у вас хорошие отношения с киномузыкой? Опыт в создании уникальной для симфонического искусства программы «Чаплин. Огни большого города» не первый?

— Согласитесь, киномузыка Исаака Шварца — просто великолепная. Ещё мы записали музыку для анимационного фильма Гарри Бардина «Гадкий утёнок», премьера которого состоялась в Московском международном доме музыки. Также выступили в Москве и в Токио с премьерными концертами симфонии «Властелин колец» Говарда Шора — сам автор нас попросил. Подготовили и осуществили мировые премьеры Пятой симфонии Алексея Рыбникова и «Газетной увертюры. Блок новостей в год Моцарта» Владимира Мартынова. Таких идей можно много ещё воплотить.

Маэстро о скрипке и уличных концертах

— Вы помните свой первый музыкальный инструмент? Существует ли домашняя коллекция инструментов?

— Все инструменты, на которых я играл, отданы в школы, просто другим детям, они уже уплыли куда-то в вечность. Остался только альт профессора Янкелевича. Я играю на скрипке Антонио Страдивари. Она мне не принадлежит. Две семьи сложились вместе, организовали сообщество и дали мне этот инструмент в пожизненное пользование. Украсть эту скрипку, конечно, можно, но продать нельзя. Инструмент известен во всём мире. Не думаю, что мой первый инструмент был хорошим. Во-первых, ничего хорошего не было в то время, а во-вторых, мои родители были достаточно бедными людьми, чтобы покупать итальянские инструменты детям.

— Сейчас очень популярны выступления оркестров на улицах и площадях. Насколько удобно вам работать в такой обстановке?

— Очень неудобно — потому акустика часто плохая, необходимо специальное оборудование. Мы недавно провели эксперимент в Перми. На площади перед зданием Пермской филармонии был установлен огромный экран и динамики, через которые концерт вживую транслировался для зрителей на улице. Пришли сотни пермяков. Была очень благоприятная обстановка, они аплодировали. Но в общем я не люблю уличные концерты. Эта тенденция пошла с запада. Когда я был молодой, я некоторое время принимал участие в фестивалях, играл под открытым небом в Голливуде, в Лос-Анджелесе. На таких фестивалях собирается огромное количество людей. Они приходят семьями, с одеялами, располагаются на траве, едят, пьют, это всё немножко не то. Может, и у нас такое когда-нибудь будет. Но нужны условия и погода.

— Есть мнение, что на симфонические концерты ходит только возрастная публика. А вы что думаете по этому поводу?

— Мне не кажется, что только возрастная публика. На Западе, к примеру, больше традиций, хотя тоже — смотря какая страна. В Австрии с детства прививают любовь к музыке. Вспоминаю, как одна графиня привела меня в знаменитый Золотой зал Венской филармонии, который все знают по трансляциям новогодних концертов, и сказала: вот здесь я была, в этой ложе, сидела со своей бабушкой маленькой девочкой. Представляете, какая династия, как это всё развивается! Я мечтаю, чтобы так было в Московском международном Доме музыки, чтобы приходили люди, приводили своих детей на наши специальные детские программы. По-моему, все возрасты покорны любви к музыке.

Маэстро о милосердии

— Что привлекает вас в творчестве Чаплина?

— Тема милосердия. Она привлекает меня всегда. Это то, к чему призван вообще человек. В жизни мало добра. Более того, наша жизнь становится всё жёстче и жёстче. Во главу угла встают пиаровские ценности, которые в действительности таковыми не являются. Добро делает жизнь совершенно другой. Тёмное становится ясным, непонятное — понятным. У нас не учат милосердию, хотя этому можно научиться. А Чаплин учит. Фильм «Огни большого города», к которому Чаплин сам написал музыку, — о любви, об искренности, о доброте, о милосердии. Герой, Маленький Бродяга, встречает слепую девушку, торгующую цветами на улице. Только операция может вернуть ей зрение. И он достаёт большую сумму денег у пьяного олигарха, как сегодня можно было сказать, садится за это в тюрьму, но спасает девушку, она прозревает. Вы даже не можете себе представить, какое ощущение возникает в сердце человека, когда он кому-то помог, особенно детям. Это нужно пережить. Тот, кто хотя бы раз такое пережил, с этого пути уже не свернёт. Чем больше в нашей жизни милосердия, тем лучше.

— Вы много помогаете людям. Есть пример милосердия, который кто-либо совершил на ваших глазах, и вас это потрясло?

— Я больше всего люблю такие вещи, которые не видны. Сам стараюсь поступать таким образом. Надо начинать с простого и детей этому учить. Мои дочери живут в Париже. Несколько лет назад девочка Аня, ей тогда было лет тринадцать, пришла к нам, маме и папе, с бумагой и попросила, чтобы мы подписали разрешение вместе с классом поехать ей в Лурд, религиозный центр во Франции. Лурд — место, где, по преданию, четырнадцатилетней местной жительнице Бернадетте Субиру явилась Дева Мария. Там в одной из пещер образовался источник чудесной лечебной воды.

Множество паломников — инвалиды, тяжелобольные — едут в Лурд в надежде спастись, получить прощение и выздоровление. Школа, в которой училась Аня, организовывает в этот город недельные поездки. Дети, возможно, впервые сталкиваются с болью, с состраданием. Конечно, мы немедленно разрешили дочери туда поехать. Потом я спросил: ну как это? Аня ответила, что вначале было очень сложно, они боялись — маленькие всё-таки. А потом привыкли: мыли больных, ухаживали за ними, кормили, читали книги, рассказывали истории, показывали фильмы. Ещё она сказала, что в этой поездке познакомилась с чудесными, замечательными людьми. Так что не надо бояться чужого горя.

Автор: Наталья САНГАДЖИЕВА, фото Марины СВИНИНОЙ

Комментарии

Имя или электронная почта
Пароль
Войти, используя: YandexGoogleВконтактеFacebookTwitterMail.ruMyOpenIDOpenIDWebMoney

Лента новостей

Последние статьи

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

У вас есть предложения по улучшению нашего сайта или вы нашли ошибку? Напишите об этом.