19 октября 201212:40 Версия для печати

Свет и ничего лишнего

Зачем освещать пустые улицы? Таким вопросом однажды озадачился один молодой красноярский учёный. Он решил придумать такую систему, которая бы сама включала и гасила свет по мере необходимости. И придумал.

История вопроса

Соблюсти разумный баланс освещённости улиц и экономии муниципального бюджета — задача непростая. На этом поле было поломано немало копий. Учёные ищут различные пути её решения, но все сходятся на том, что
гораздо эффективнее было бы вовсе не освещать места, не требующие этого, а нужные площади освещать с умом. Дополнительная сложность состоит в том, что необходимо создать такую систему, которая, базируясь на одном принципе, не была бы одинаковой для всей страны, а учитывала конкретные условия и потребности местной инфраструктуры.

В каждом регионе России есть свои особенности — климатические и световые, требующие дифференцированного подхода к формированию системы уличного освещения. Здесь значение имеет всё: климатический пояс, длительность светового дня, доступ к энергоресурсам, их специфика и так далее. Что регионы — эти особенности могут существенно разниться даже в рамках одного субъекта Федерации. За примером далеко ходить не надо — возьмем хотя бы наш родной Красноярский край. На Таймыре, например, фонари вообще не гаснут всю зиму и не включаются почти всё лето. Именно по этой причине первостепенная роль при выборе системы наружного освещения должна отводиться местным разработкам, созданным людьми, не понаслышке знакомыми с реалиями жизни в конкретном населённом пункте.

Есть решение!


В Красноярске вариант такой интеллектуальной системы городского освещения предложил аспирант Института космических и информационных технологий Сибирского федерального университета Евгений Передерий. По его задумке, освещаться должно не всё дорожное полотно одномоментно и не вся улица, а участки, необходимые в данный момент автомобилисту или пешеходу.

Тут нужно продумать массу деталей. Так, скорость реагирования системы имеет ключевое значение — ведь дорога должна «загораться» практически мгновенно или даже загодя, так как автомобиль при скорости 60 километров в час проезжает за секунду внушительное расстояние. С другой стороны, система не должна быть слишком «строга» к пешеходу — он имеет право остановиться, чтобы уточнить маршрут или завязать шнурки — да
мало ли что.

Сам комплекс, разработанный аспирантом СФУ, состоит из множества специальных осветителей, объединённых в беспроводную сеть. Специальные устройства слежения будут наблюдать за обстановкой и мгновенно регулировать параметры осветителей. С помощью такой системы можно экономично освещать не только магистрали и улицы, но и коттеджи, гостиницы, учебные заведения, офисы и жилые дома.

Эксперты утверждают, что такие технологии могут сэкономить до половины муниципальных затрат на уличное освещение — по их оценкам, именно столько в среднем понапрасну тратится при «повальном» освещении. Для
такого города, как Красноярск, это экономический эффект, оцениваемый миллионами рублей.

Красноярское ноу-хау имеет массу сопутствующих преимуществ. Автоматизированный комплекс умеет анализировать транспортный поток, поможет решить проблемы заторов и пробок и даже принять решение о
целесообразности строительства той или иной дорожной развязки. А кроме гораздо меньших счётов за электроэнергию, он сулит и экономию трудовых затрат — современное оборудование требует гораздо меньше внимания со стороны обслуживающего персонала.

Конечно, есть и общие для всех регионов способы более эффективно и экономно освещать улицы. Как известно, в стране действует федеральная программа по энергосбережению, которая настоятельно рекомендует нам более осмысленно подходить к трате такого «общего» ресурса, как энергия. Она советует, например, повсеместно заменять устаревшие лампы накаливания и ртутные лампы «дневного света» на современные энергосберегающие.

Однако одни лишь лампы не принесут заметного экономического эффекта, говорит Евгений Передерий.
— Используемые в качестве источника света газоразрядные, галогенные или светодиодные лампы сами по себе неэкономичны, — подчёркивает изобретатель. — Но система управления светом, использующая светодиоды,
экономит энергию, продлевает срок службы ламп и помогает избежать светового загрязнения.

Таким образом, комплексный эффект от правильного освещения улиц возможен лишь тогда, когда энергосберегающие технологии применяются системно. Лишь в этом случае и жители, и бюджет могут ощутить реальные результаты.

Автор: Марк ЗАХАРОВ

Комментарии

Имя или электронная почта
Пароль
Войти, используя: YandexGoogleВконтактеFacebookTwitterMail.ruMyOpenIDOpenIDWebMoney

Лента новостей

Последние статьи

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

У вас есть предложения по улучшению нашего сайта или вы нашли ошибку? Напишите об этом.