Проблемы многонациональной демократии

21 декабря 2011 06:21

Современные условия требуют совмещать, казалось бы, несовместимое. Эффективную экономику и социальную справедливость. Соблюдение прав человека и обеспечение глобальной безопасности. Этническую самобытность и необходимость интеграции всех граждан государства.

Сегодня как никогда важно изучать и сопоставлять опыт различных стран. Не случайно в изучении этнических вопросов наметилась новая тенденция — диалог разных научных школ. Практика показала, что нет ни единственно верных подходов, ни универсальных рецептов. Но существуют общие проблемы и заинтересованность в их решении. Поэтому важно вести диалог, выявляя плюсы и минусы различных моделей.

Демократия в полиэтнических обществах зачастую балансирует между двумя крайностями. Согласно одной из них, демократия сводится к воле большинства, которая выявляется путём голосования.

Однако мы должны задуматься, к чему может привести состязание политиков, не ограниченное правовыми и моральными нормами. Ведь люди могут проголосовать не за разумные программы и не за эффективных руководителей, а по принципу этнической принадлежности. И поддержать тем самым экстремистов, которые разжигают межэтническую вражду.

Другой крайний подход сводит демократию лишь к обеспечению прав меньшинств. Некоторые политологи даже полагают, что ключ к решению проблем полиэтнических обществ — это обособление этнических групп, из которых они состоят. Такой путь позволяет разве что сдерживать конфликты. Но он не создает условий для устойчивого развития.

К противопоставлению разных национальностей может привести и политика мультикультурализма. Замкнувшиеся в себе этнические анклавы нередко становятся питательной средой для мафиозных и экстремистских организаций. Об этом уже говорят лидеры многих европейских государств.

Некоторым полиэтничность начинает казаться обузой, от которой лучше избавиться. История знает государства, которые проводили политику ассимиляции. Они пытались заставить граждан «некоренной национальности» раствориться среди господствующей нации. Средствами для этого выступали запрет на изучение родных языков, запрет объединений по этническому принципу и даже насильственные переселения. Понятно, что все эти меры противоречат международному праву.

Известен и другой путь избавления от полиэтничности — ликвидационный. Его сторонники предлагают удалять граждан «нежелательных» национальностей за пределы государства. Или отделять от государства территории, где такие люди преобладают. Однако хорошо известно, что центробежные процессы легко запустить, но очень трудно остановить.

Ответ на вопрос, как совместить полиэтничность и демократию, можно найти в Рамочной конвенции о защите прав национальных меньшинств от 1 февраля 1995 года, которая действует на территории России с декабря 1998 года. Часть 2 статьи 5 этого документа запрещает ассимиляцию национальных меньшинств, однако допускает меры, принимаемые в целях общей интеграционной политики. По мнению ученых, интеграция граждан полиэтнического государства сохраняет их этническую самобытность. Но она сочетается с обеспечением политического, экономического и культурного единства страны. Демократия в полиэтническом обществе это не анархия, а политическая стратегия, которая обеспечивает прогрессивное развитие общества.

Региональная политика в области межэтнических отношений должна обеспечивать единство государства и опираться на лучшие достижения науки и практики. Кроме того она должна учитывать исторический опыт региона. Как известно, Енисейская губерния была создана в 1822 г. Её первый руководитель — Александр Петрович Степанов, обстоятельно изучив вверенный ему регион, написал книгу о губернии. Две из восьми её глав были посвящены вопросам этнографии. Это говорит о большом значении, которое уже тогда придавалось в нашем регионе межэтническим отношениям.

В год создания Енисейской губернии был введён в действие Устав об управлении сибирских инородцев. Он был разработан великим реформатором Михаилом Михайловичем Сперанским. Коренные малочисленные народы Сибири получили систему самоуправления. Она обеспечивала сохранение их самобытности в рамках единого государства.

В настоящее время в состав Красноярского края входят Таймырский Долгано-Ненецкий и Эвенкийский муниципальные районы. Их особый статус закреплен Конституционным законом об образовании единого Красноярского края по результатам референдума 17 апреля 2005 года и статьёй 170 Устава Красноярского края. Регулирование межэтнических отношений на местном уровне — это распространённая мировая практика. В сходном направлении работают и наши китайские коллеги, принимая меры для решения национальных вопросов на уровне уездов и волостей.

При выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края действует норма представительства, согласно которой по мажоритарным округам избирается в среднем один депутат от 96 тысяч избирателей. Долгано-Ненецкий и Эвенкийский районы вместе взятые — это 38 тысяч избирателей. Однако они избирают четырёх депутатов — по два каждый. Такая мера, безусловно, способствует обеспечению прав народов Севера.

В Законодательном Собрании Красноярского края работает комитет по делам Севера и коренных малочисленных народов. Действует Агентство по поддержке народностей Севера. Оно входит в структуру Администрации Губернатора. В 2009 году была учреждена должность краевого уполномоченного по правам коренных малочисленных народов. Меньше месяца назад представители этих этнических групп провели в Красноярске свой очередной съезд.

В прошлом году Красноярский край стал одним из первых регионов России, принявших закон «О защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов». Реализуется долгосрочная целевая программа, которая предусматривает меры по сохранению и развитию этих этносов. С 2006 года размер государственной поддержки увеличился вдвое. Новым направлением стало строительство жилых домов для жителей Севера, которые ведут традиционный образ жизни.

Разумеется, вопросы межэтнических отношений не сводятся к проблемам коренных малочисленных народов. 89% населения Красноярского края составляют русские. Вместе с тем, в крае немало и украинцев, и татар, и немцев, и представителей других народов. Всего на территории нашего региона мирно взаимодействуют 137 этнических культур.

В Красноярском крае действует Концепция региональной национальной политики. В ней определены приоритетные задачи в политической, социально-экономической и духовно-культурной сферах. В центре внимания — сотрудничество народов края, улучшение нормативно-правовой базы, научное изучение межэтнических отношений и стимулирование развития отдалённых территорий.

Концепция подчёркивает: соблюдая права этнических меньшинств, надо учитывать количественное преобладание русского этноса. Ему принадлежит особая роль в укреплении межэтнического согласия.

Тема межэтнических отношений затрагивает самые разные сферы общественной жизни. Речь идёт, в частности, о культуре, образовании, молодёжной политике, социальной защите и безопасности. Поскольку эти вопросы требуют системного подхода, в начале этого года в крае был принят комплексный план по гармонизации межэтнических отношений. Он предназначен для того, чтобы координировать усилия различных органов власти и местного самоуправления, а также общественных объединений.

Одной из форм учёта интересов различных этнических групп является участие их представителей в работе Гражданской Ассамблеи Красноярского края. Этот орган включает тринадцать общественных палат. В их числе — палаты национальностей и коренных малочисленных народов Севера. Руководители этих органов Ассамблеи входят в её постоянно действующий Совет.

Самое серьезное внимание надо уделять молодёжи. Основы взаимопонимания и сотрудничества людей разных национальностей закладываются в школе и вузах. Поэтому так важно дать молодому поколению как теоретические знания о единстве и разнообразии народов нашей страны, так и практические навыки межкультурной коммуникации. Это лучшая основа для профилактики экстремизма. Важно выявлять молодых лидеров и включать их в конструктивный диалог.

Всякая восходящая идея, прежде всего, находит опору в молодом поколении. Политическая дряхлость выражается в утрате способности привлекать под своё знамя молодежь. В решающий момент молодёжь способна вести за собой более зрелые слои и даже стариков.

Ближайшее будущее может не стать светлой, гуманитарной эпохой. Многие исследователи предсказывают усиление технократически-информационных трендов с опорой на прагматизм и силу. Существует опасность того, что мы уже сталкиваемся с кризисом гуманитарных идей и современных демократических иллюзий.

Выход из сложного положения заставляет нас решать много новых и очень нелегких задач. Это может быть тот случай, когда лучше медленно продвигаться в правильном направлении, чем лихо мчаться совсем не туда, куда нужно. Обществу необходимо примириться с перспективой длительного и трудного пути укрепления межнациональной гармонии. Это единственный эффективный путь, ведущий к глубоким и положительным результатам.

Павел КЛАЧКОВ

Комментарии

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter