24 июля 201314:59 Версия для печати

Озвучьте территорию

Ноты за площадь

Федеральное правительство намеревается утвердить тарифы на музыку, которая проигрывается прилюдно. Причём, платить придется не только бизнесменам, но и обычным гражданам. К слову, тариф зависит не только от культурной ценности самого произведения, но и площади, на которой оно распространяется.

Слушать музыку в квартире всё же можно. И в машине можно. И у себя на даче. Только тихо. И это не имеет никакого отношения к пресловутому закону о тишине. Но если только услышит кто-то, не входящий в «обычный круг семьи», и этих кого-то будет «значительное количество», то придётся раскошелиться. Оговоримся, взятые в кавычки словосочетания — это прямые выжимки из проекта постановления правительства.

Табличка с расценками федералами тоже опубликована и колеблется от нескольких копеек до нескольких рублей за квадратный метр площади.

При этом в категорию платной музыки попадает даже радиотрансляция. Возникает ряд казусов. Вроде бы сама станция должна платить правообладателям. Причём здесь рядовой слушатель — ведь, стоя в пробке в авто, он не зарабатывает таким образом деньги. Никто же не платит ему за то, что он краем уха захватывает мелодию.

Фронтмэн группы «Rocco» Алекс Нурсултан считает, что отчисления автору — это практика всех цивилизованных стран: «Возникает вопрос об администрировании данного налога именно в наших условиях. Если налоговики или другие органы напрягутся, собрать со всех „шашлычек“ и уличных кафе такой налог можно. Однако каким образом эти деньги попадут правообладателю — каков механизм передачи, где гарантия, что деньги не потеряются по дороге? Если же эти отчисления сначала пойдут в бюджет, то смысла в этом я не вижу абсолютно никакого. В итоге исполнитель от своих записей так ничего и не получит. А пополнять казну можно и другими способами. Не понимаю, как авторское сообщество или вообще какой-то надзорный орган могут контролировать все-все-все забегаловки, караоке, квартиры и машины».

Нурсултану также кажется надуманной логика начисления тарифа по площади. По его словам, это уравнивает в художественном и эстетическом плане исполнителей, которые явно относятся к разным «весовым категориям» в искусстве.

Предприниматель Артём Волчков говорит, что ничего не имеет против выплат правообладателям: «Просто я не очень понимаю вот этот самый подход по площадям. Если кто-то слышит музыку за пределами кафе, значит, и прилегающую территорию тоже считать. Это прямо как в петровские времена налог на дым какой-то».

Юрист Дмитрий Провоторов задаёт вопрос, придётся ли платить по тарифу, если включаешь Баха или народную мелодию: «У Баха, уверен, есть правообладатели. К тому же плату может потребовать тот оркестр, который играл его музыку. Но вот если в кафе Красноярска включили кантри, исполняемое неизвестным американским певцом? Что делать в таком случае, кому платить? Это абсурд какой-то. А если в машине просто слушать песни? Кто это всё будет отслеживать. Налаживать надо не процессы „слушания“ а продажу записей. А в этом плане в нашей стране ещё полный бардак. Ведь бесплатно включить музыку из советского мультика на детском утреннике — это, по сути, не пиратство. Хотя, уверяю, и в этом случае можно „припаять“. Пиратство — это продажа и покупка нелицензионного диска. Заглушая музыку во дворах и увеселительных заведениях, мы боремся со следствием, а не с причиной».

Провоторов также не понимает, кто именно в ряде случаев будет платить. Так, если жители организуют во дворе ёлку, включают «запрещённую» музыку. «Дядя Вова с первого этажа, предоставил удлинитель и розетку. Тётя Клава — динамики. Неизвестный сосед с пятого этажа — диск. Пиратский. На „play“ нажимал — Вася Пупкин. Кто кому будет платить за „Три белых коня“. Это прямо-таки организованная дворовая группировка», — говорит Провоторов.

Как бы то ни было, пока это постановление является лишь проектом. Потому вполне возможно — будет пересмотрено. Какие-то пункты могут уйти, какие-то напротив появиться. Сама задумка кажется достаточно спорной и трудновыполнимой. Впрочем, быть может, такой ограничительный подход приведёт таки к всплеску народного творчества — начнут люди петь в компаниях, кружках. Хотя чтобы «заткнуть» и их, можно припомнить закон о тишине.

Автор: Марк ЗАХАРОВ

Комментарии

Имя или электронная почта
Пароль
Войти, используя: YandexGoogleВконтактеFacebookTwitterMail.ruMyOpenIDOpenIDWebMoney

Лента новостей

Последние статьи

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

У вас есть предложения по улучшению нашего сайта или вы нашли ошибку? Напишите об этом.