15 августа 201316:37 Версия для печати

Аномалии исключены?

Вступает в силу новый закон «О контрактной системе».

Как только эксперты не называют новый закон, который с января заменит старый документ о госзакупках. И маленькая революция, и новый этап... Действительно, после его вступления в силу многие «болячки» в сфере госзаказа должны уйти в прошлое и сама отрасль существенно измениться. Однако такого ведь не бывает, чтобы всё стало гладко.

В новом законе, действительно, удалось кардинально пересмотреть позиции по госзакупкам. Член экспертного Совета при правительстве РФ по вопросам совершенствования госзакупок Вероника Джужома говорит, что это настоящая маленькая революция. По её словам, бывший ранее основным критерий в виде низкой цены перестаёт играть главенствующую роль. В соответствии с пока действующим законом победу в конкурсе мог одержать лишь тот, кто показывал самый низкий ценник. Это давало лазейку для всевозможных аферистов, которые заявлялись, выигрывали конкурсы, получали деньги и «испарялись» в никуда. Но даже и в том случае, если никто никуда не исчезал, ситуация выглядела достаточно странно. По сути, государство покупало или кота в мешке, или заведомо некачественный товар. Джужома приводит в пример трубы: «Самые дешёвые трубы стоят дешевле, но и служат пять лет. А вот высокотехнологичные, которые дороже и пролежат без ремонта полвека, были роскошью для государства. Если бы какой-то чиновник принял решение закупать такой товар, это бы считалось растратой. Странно, но это именно так».

Впрочем, право опуститься «ниже плинтуса» предпринимателям всё-таки оставили. По словам Джужома, если фирма предлагает «аномально низкую стоимость», то ей придётся оставить денежный залог в полуторном размере от суммы контракта: «Всё это позволит оградить сферу госзакупок от недобросовестных поставщиков и подрядчиков».

Однако главным новшеством является обязательное обсуждение общественностью отдельных видов закупок. Так, до 1 января 2016 года через процедуру общественных слушаний должны пройти все контракты, стоимостью выше одного миллиарда рублей. Напомним, ранее такая рекомендация тоже действовала, но была необязательной. Джужома считает, что такая форма общественного контроля позволит обеспечить прозрачность сферы госзакупок.

Кроме того, у общественных организаций появляется возможность напрямую подавать в суд на действия заказчика или подрядчика. Защищать, при этом, будут интересы неопределённого круга лиц. Джужома отмечает, что ранее граждане могли лишь подавать заявления в правоохранительные органы: «Зачастую полиция отсылала граждан в те же самые организации, которые и являлись нарушителями. Получался замкнутый круг». Высказывать свою точку зрения граждане смогут посредством форумов, сайтов соответствующих ведомств и непосредственных слушаний.

Однако не всё однозначно относятся к участию общественности. Руководитель агентства госзаказа Красноярского края Дмитрий Кипнис считает, что всё должно быть регламентировано и умещаться в цивилизованные рамки: «Я за общественные слушания. Но всё должно проходить цивилизованно. Не думаю, что садоводы, например, могут советовать врачебному сообществу, какие кардиостимуляторы рациональнее и полезнее закупать». Кипнис привёл в пример строительство онкоцентра: «Мы обсуждали проект с общественными советами самого лечебного учреждения и советами трёх министерств. Нужно ли проводить ещё четвертое слушание со всеми гражданами и что дельного можно оттуда вынести».

Бездумная ориентация на глас народа может привести и к существенному торможению некоторых проектов. Действительно, если принимать во внимание каждую запятую и каждый комментарий на форуме, то проект может остаться на бумаге.

И очень важен этап, на котором проводятся слушания. Простой пример: жители решают, нужен ли в посёлке мост. Решили — нужно. Однако тут закавыка — чтобы узнать хотя бы примерную стоимость моста, нужен проект. А это тоже работа, это тоже деньги. Если вдруг создать проект, представить общественности, которая скажет «нет»? Это будет считаться растратой? В любом случае, это будет нерационально. И учитывайте, что проектная документация на крупные объекты — это сотни миллионов рублей.

«Это не такой простой вопрос как кажется. Нам ещё предстоит понять закон и наверняка потребуется принятие многих подзаконных актов», — пояснил Кипнис.

Автор: Марк ЗАХАРОВ

Комментарии

Имя или электронная почта
Пароль
Войти, используя: YandexGoogleВконтактеFacebookTwitterMail.ruMyOpenIDOpenIDWebMoney

Лента новостей

Последние статьи

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

У вас есть предложения по улучшению нашего сайта или вы нашли ошибку? Напишите об этом.