14 сентября 201213:47 Версия для печати

Цена выброса

Нужно ли России сокращать выбросы парниковых газов, если основные загрязнители этого не делают? Наверное, придётся, но какой ценой?

Россия, возможно, будет участвовать во втором периоде Киотского протокола, сообщают федеральные издания. Это подразумевает существенное снижение выбросов парниковых газов. Однако пока не совсем ясно, насколько это нужно самой России, к чему это приведёт экономику и, самое главное, улучшит ли экологическую ситуацию.

Казалось бы, странная постановка вопроса: сокращать или не сокращать выбросы, вступать или не вступать? Ведь жизнь без газа всегда во благо. Однако когда речь заходит о договорённостях на высоком уровне, всё становится не так однозначно.

Киотский протокол — первое в мире соглашение об охране окружающей среды, подразумевающее не запретительные, но исключительно рыночные механизмы регулирования объёмов выбросов. Один из основных — торговля квотами на выбросы парниковых газов. Система с виду проста — определяется некий суммарный объём выбросов, который может себе позволить определённая страна. Затем в рамках этого объёма каждому загрязнителю-предприятию выделяется «своя» доля. Если выбросили меньше запланированного, можно распродать остатки. В отличие от «налогов на дым», такой механизм оказывает наибольшее влияние на экологическую ситуацию, так как позволяет точно контролировать ущерб, нанесённый природе. То есть заранее известно, что такое-то вещество будет выпущено в атмосферу в определённом количестве. При этом существуют чёткие обязательства по снижению выбросов. Логика всевозможных традиционных экологических сборов несколько иная — здесь платят по факту. Загрязнил атмосферу — заплати.

Первый период действия протокола начался в 2008 году и закончится в конце этого года. Второй период начнётся с 2013 года и продлится пять лет.

Отметим, ещё летом позиция России по вопросу второго периода Киотского протокола была однозначной — не участвовать. Нежелание объяснялось просто — участие в мировом соглашении по снижению парниковых газов признавалось российской стороной бессмысленным, так как в нём нет основных загрязнителей — Китая, США, Бразилии, Индии и Японии.

Теперь же мнение изменилось. По крайней мере, источники в правительстве сообщают, что власти колеблются. Инициатором вступления во второй период, как ни странно, стали сами компании-загрязнители. Конечно, такое решение продиктовано вовсе не любовью к природе, а меркантильными соображениями. Дело в том, что компании продолжали и продолжают осуществлять или готовить проекты предприятий, сокращения выбросов по которым запланированы до 2020 года. А это прямые инвестиции в экономику страны.

Соответствующая подготовка в МИДе и Минприроды уже ведётся — обсуждаются конкретные цифры. Пока можно лишь предположить объёмы снижения выбросов. Так, премьер Дмитрий Медведев этим летом высказывался, что предприятия могут сократить выбросы на четверть.

Меж тем мировой рынок по торговле квотами переживает период упадка. Так, один из самых крупных — Европейская торговая система — уже сегодня достиг критического минимума. Тонна СО2 уходит всего по три евро. Правда, это не останавливает мировые развитые страны. О создании подобных торговых систем уже заявили китайцы, японцы и австралийцы. Видимо, дело не только в экономике. Правда, американцы не спешат присоединяться к этому соглашению.

Исполнительный директор Красноярского краевого экологического союза и экологической палаты гражданской ассамблеи региона Николай Зубов считает, что любое снижение любых выбросов пойдёт на пользу и людям, и природе: «Споры относительно того, влияет ли выброс на возникновение парникового эффекта и как это повлияет на климат через несколько десятков лет, на самом деле второстепенен. На самом деле важно другое — то, чем мы дышим сейчас. И совершенно очевидно, что лёгкие человека не предназначены для вдыхания всего этого „коктейля“, который нам предлагает цивилизация. Так что любые договорённости о снижении выбросов пойдут только на пользу и земле, и людям, на ней проживающим».

Впрочем, существует и другая точка зрения: внутреннее углеродное регулирование может оказаться сильным рычагом воздействия на бизнес со стороны властей. Иными словами, система может оказаться потенциально коррупционноёмкой. Так что вместе с «зелёными» актами инициаторам вступления во второй период, возможно, придётся принимать ещё целую кипу сопроводительных документов, поясняющих правила игры.

Автор: Марк ЗАХАРОВ

Комментарии

Имя или электронная почта
Пароль
Войти, используя: YandexGoogleВконтактеFacebookTwitterMail.ruMyOpenIDOpenIDWebMoney

Лента новостей

Последние статьи

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

У вас есть предложения по улучшению нашего сайта или вы нашли ошибку? Напишите об этом.