24 сентября 201216:35 Версия для печати

Школьный эксперимент

Заработная плата уже не является основным фактором выбора будущей специальности. Так, например, педагоги всё чаще ставят на первое место престиж и уважение профессии в обществе.

Дефицит учителей — до сих пор актуальная проблема. Тем не менее, постепенно становится всё меньше пустующих мест у классной доски. При помощи специальных программ поддержки педагогов умудряются «заманивать» даже в «глухие» деревни и малокомплектные школы.

Только в краевом центре сегодня почти полтысячи свободных вакансий в школах. И разом, конечно, все пустующие ниши не заполнишь. Вот простой пример: даже если представить, что весь годовой выпуск «физруков» из «педа» пойдёт по специальности и только в школы, это не покроет дефицита во всем крае.

С другой стороны, есть и положительная тенденция: всё большее количество людей сознательно выбирают профессию педагога. Так, начальник отдела практики КГПУ имени В.П. Астафьева Ирина Дроздова отмечает, что в последнее время повысилось количество студентов, которые получают второе высшее образование не для корочек и планируют стать именно школьными учителями.

Специалисты считают, что такое умеренное взросление кадров должно пойти на пользу школе и, как ни странно, омолодить коллективы в образовательных учреждениях. То, что выбор профессии делается именно в зрелом возрасте, на самом деле обнадёживает. Ведь не секрет, что большинство «зелёных» абитуриентов зачастую выбирают вуз по принципу «куда возьмут», а после его окончания их профессиональная карьера никак не связывается с полученной специальностью.

Однако педагога нужно не только привлечь, но ещё и суметь удержать в школе.

Возвращая долги, или школьные мифы

Уже к декабрю средняя заработная плата учителей во всех без исключения регионах должна сравняться со средней по экономике. Такова задача, поставленная Президентом. Однако края и области существенно отличаются друг от друга. В некоторых «средняя по палате» низка и давно достигнута, в других — до этого ещё далеко. В нашем крае с его экономикой среднестатистический заработок равняется почти 30 тысячам рублей.

По словам депутата Заксобрания региона Алексея Клешко, уровень зарплаты педагога должен быть корректным и соответствовать уровню жизни в регионе в целом: «Нынешние повышения — это тот долг, который общество возвращает учителям», — говорит он.

Впрочем, решить все проблемы одним только повышением заработной платы в современной школе не удастся. Потому что уже давно проблема не только в этом. Точнее, уже не в этом. Сегодня заработная плата в большинстве коллективов устанавливается самими педагогами на общем собрании. Размер заработка привязан исключительно к качеству твоей работы. Берёшь на себя дополнительные часы, выпускаешь классных учеников — значит, получаешь достойные деньги. Даже не получаешь, а именно зарабатываешь. Сегодня заработки в тридцать тысяч рублей — уже не что-то из ряда вон, а норма.

А ведь всего несколько лет назад система оплаты труда внедрялась как эксперимент. И если тогда опасения педагогов и общества в целом были очевидны и объяснимы, то сегодня это выглядит несколько странно. Многие до сих пор считают, что предлагаемые схемы оплаты потенциально коррупционны. Как же так — один будет получать больше, а другой меньше?! И всё это будет зависеть от решения директора?!

Всё это мифы, которые ещё предстоит развенчать, хотя, казалось бы, уже прошло время. Да, один педагог может получать меньше, но никогда цифра в его расчётке не будет ниже гарантированного государством минимума. Это бы свело к нулю весь эффект реформы. Зарабатывать меньше не будет никто. Больше — да, меньше — нет. При этом молодой специалист может тут же показать себя и начать зарабатывать приличные деньги.

Также как и директор никогда не сможет распоряжаться общими деньгами. Дело в том, что все критерии оценки качества и эффективности работы педагога определяются самими коллективами. Именно это изначально было отличительной чертой эксперимента — правила игры не спускались сверху чиновниками, а разрабатывались внутри профессионального сообщества. Так что все разговоры о коррупционных подводных камнях и уменьшающихся заработных платах — не более чем опасения.

К слову, с октября фонд заработной платы по решению губернатора повысится.

Не хлебом единым

Впрочем, как упоминалось ранее, уровень оплаты — это не единственный критерий при выборе профессии. Скорее всего, зарплата «работает» только тогда, когда речь заходит об удержании педагога на месте. А вот привлечение профессионала — процесс более деликатный. В нём должно быть учтено сразу несколько переменных. Для современного специалиста на первый же план всё чаще выходит общая атмосфера, социальный пакет, удобное расписание, наличие жилья... Этим, кстати, и объясняется переселение некоторых педагогов, соглашающихся ехать в «глубинку». Дело в том, что здесь или дают жильё, или предоставляют существенные льготы при его приобретении. Учителей здесь по-настоящему ждут, потому что их здесь и вправду не хватает.

Очевидно, что современной школе предстоит ещё пережить немало экспериментов и экзаменов. Тот, что проходит нынче, лишь один из моментов. И думается, процесс совершенствования образования бесконечен.

Автор: Марк ЗАХАРОВ

Комментарии

Имя или электронная почта
Пароль
Войти, используя: YandexGoogleВконтактеFacebookTwitterMail.ruMyOpenIDOpenIDWebMoney

Лента новостей

Последние статьи

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

У вас есть предложения по улучшению нашего сайта или вы нашли ошибку? Напишите об этом.