29 ноября 201218:32 Версия для печати

Их университеты

Многие выбирают «оксфорды», «йели» и другие зарубежные вузы вовсе не ради лучшего образования. Что же тянет наших соотечественников на Запад?

Язык, знания, лучшие преподаватели? Оказывается, в зарубежные вузы можно поступать вовсе не за этим. Обучение — один из способов обосноваться «там». Некоторые родители действительно используют своих вундеркиндов, для того чтобы подготовить стартовую площадку «лучшей жизни» самим себе.

Один из основных вопросов, на который должен ответить будущий студент зарубежного вуза (впрочем, это в равной мере относится и к отечественному) — зачем ему нужно именно это образование? Это может даже оказаться важнее знания языка и познаний в профильных областях. Причины, побудившие молодого человека выбрать именно этот вуз, по правилам большинства заграничных заведений излагаются претендентом в особом письме и отправляются вместе с основным пакетом вступительных документов. Но не напишешь же правду: «Моя мама хочет жить в Европе, потому что в России ей не нравится — тут холодно и ипотека дорогая»! При этом мама, да и само чадо по окончании средней школы получают-таки аттестат российского образца, хотя де-факто для поступления в иностранный вуз он вовсе не нужен. Этого требует российское законодательство — каждый ребёнок, освоивший курс средней школы, должен получить подобный документ. К тому же для мамы наш диплом — это своеобразная страховка: а вдруг сынок не такой уж и вундеркинд и через пару семестров вылетит? Да и подспудную мысль из головы не выкинешь — а кто его знает, что там, в этой самой Европе? А вдруг опять кризис? И эти свои фобии тоже в письме не опишешь.

По словам заместителя проректора СФУ по учебной работе Ольги Осипенко, ни один из абитуриентов не может внятно ответить на вопрос «зачем». Мотивации, которые излагаются большинством, по её мнению, бывают даже забавными. При этом Осипенко ничего не имеет против образования за рубежом: «Любая замкнутая система обречена на вымирание. Обмениваться опытом, узнавать новое, да и просто мир посмотреть нужно. Развитие — вот главная ценность образования. Именно поэтому я выступаю за обмен студентами между вузами. Это в меньшей степени относится к гуманитарным специальностям — всё-таки юристы, к примеру, должны в большей степени ориентироваться на специфику отечественную. Опять же — если хотят работать в России. Впрочем, даже им образовательные поездки не помешают. А вот технические специалисты на Западе могут получить колоссальный опыт — ведь техника не стоит на месте, и потрогать всё своими руками, чтобы потом применять здесь, полезно».

Координатор программы международного бакалавриата гимназии «Универс № 1» Екатерина Краснова считает, что каждый случай уникален. Бывает и так, что обучение ребёнка используется как мостик для «переброски» родителей за рубеж. «Ничего худого в этом нет. Это лишь одна из мотиваций», — считает Краснова.

Действительно, какого-то массового оттока молодых мозгов из Красноярска не наблюдается. Конкурс в местные вузы по-прежнему на высоте. А вот в «Универсе», где можно получить входной билет хоть в Оксфорд, учатся всего несколько человек. Дело в том, что для пропуска в мир европейского высшего образования нужно идти несколько нестандартным путём. В «Универсе», к примеру, существует отдельный 12-й класс, который готовит будущих студентов к поступлению в зарубежное учебное заведение. В то время как твои одноклассники уже студенты — почти взрослые люди, — ты зубришь английский и другие предметы всё в том же школьном кабинете. Краснова признаётся, что это сложно и психологически, и физически — программа достаточно обширна.

Как бы то ни было, любовь к иностранным вузам вызвана вовсе не плохим образованием здесь. Это не более чем модный тренд. Однако стоит помнить, что будет потом. Для некоторых профессий дипломы зарубежных вузов не более чем бумажки. Так что стоит заранее планировать, что и где вы собираетесь делать в будущем. Жить в Европе — это ведь тоже не сказка. Рынок труда в Старом Свете пресыщен. По крайней мере, безработица там выше, чем в Красноярском крае. А это означает вовсе не райские условия — за место под солнцем придётся бороться, причём жёстко и без правил. К тому же, в любом случае человек «не отсюда» поневоле, даже в самом толерантном обществе воспринимается как гастарбайтер. И предпочтение при приёме на работу при прочих равных отдадут не умному русскому, а «своему парню».

В то же время верно и другое — обучение некоторым специальностям за рубежом может помочь построить лучшую карьеру в России. Татьяна Пронина из агентства «Key Study» считает, что у архитекторов и дизайнеров на Западе появляется больше возможностей участия в интересных проектах и затем получения более привлекательной работы уже в России.

Впрочем, какой бы вариант вы не выбрали, всегда стоит помнить о русской пословице: «Не место красит человека...» Так же и с образованием: важно не место его получения, а качество. А ведь университетское образование, как известно, более напоминает самообучение. Всевозможные тьюторы, педагоги и репетиторы — это лишь направляющие. А двоечником можно быть и в Оксфорде.

Автор: Марк ЗАХАРОВ

Комментарии

Имя или электронная почта
Пароль
Войти, используя: YandexGoogleВконтактеFacebookTwitterMail.ruMyOpenIDOpenIDWebMoney

Лента новостей

Последние статьи

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

У вас есть предложения по улучшению нашего сайта или вы нашли ошибку? Напишите об этом.