12 декабря 201215:14 Версия для печати

Кочевать не запретишь?

В правительстве РФ решили социализировать цыган. В программе задействованы сразу несколько министерств и ведомств.

В правительстве подготовлен целый план по социально-экономическому и этнокультурному развитию цыганской этнической общности на 2012-2014 годы. Программа предполагает сразу несколько направлений интеграции кочевого народа и общества. Можно ли сделать из цыган «таких, как все» и получится ли в России то, что не получилось у других?

Один из инициаторов программы председатель Федеральной национально-культурной автономии российских цыган Надежда Деметр считает, что комплекс мероприятий поможет интегрировать цыган в современное общество и для этого должны быть утверждены специальные меры во всех значимых областях — в здравоохранении, образовании, трудоустройстве... Кроме того, отдельной строчкой идёт создание позитивного образа цыганского народа у остального населения — развенчание негативных мифов, образов и стереотипов о цыганах. Планируется создание программ и даже выпуск журнала.

Деметр говорит, что всё это позволит цыганам не чувствовать себя обделёнными на фоне остальных народов, которые имеют свои автономии и отдельное финансирование. Так, предполагается тщательнее курировать образовательный процесс среди цыганских детей социальными службами, упростить выдачу паспортов тем, кто их не имеет... Правда, что мешает социальным службам курировать всех одинаково без дополнительных программ, а выдачу документов упростить всем гражданам России? Вопрос.

И вообще, почему именно сейчас возник «цыганский вопрос»? Ведь никаких новых предпосылок не возникало — цыганские общины как жили, так и живут. Никаких тебе всплесков преступности или ещё какого негатива. Ну да, в местах компактного проживания торгуют наркотиками, не у всех есть паспорта, не все дети ходят в школу... Но так было всегда.

Как бы то ни было, программу, скорее всего, примут. Вот только уже сегодня возникают вопросы: как будет определяться объём финансирования, кто будет получателем? Ведь даже сами инициаторы не знают, сколько цыган в России — по разным оценкам, община насчитывает от нескольких сотен тысяч до миллиона человек.

Некоторые эксперты считают, что подобные инициативы требуют сначала избавиться от пробелов в законодательстве. К примеру, узаконить понятие национального меньшинства. Такого понятия в законе действительно нет. Тем не менее, это не мешает властям реализовывать программы в отношении коренных малочисленных народов. Не совсем равнозначные понятия, но всё же это лишь формальность. Однако реализация программы может столкнуться с более весомыми сложностями.

Так, юрист Дмитрий Провоторов считает, что акцентировать внимание на национальном вопросе в корне не верно: «Тут надо определиться, чего мы хотим добиться при реализации данной программы? Отправить цыганских детишек в школы? Прекратить торговлю наркотиками в местах компактного проживания диаспоры? Но ведь школы не посещают не только дети цыган, в ветхом жилье живёт множество россиян, а наркобизнес не знает границ и национальностей вообще. Нужна последовательность — или создавать по отдельному документу под каждую национальность, или решать проблему в масштабе всей страны. Да и дело тут не в национальности. Конечно, ментальность играет огромную роль. Уверяю, что нет такого народа, который был бы неспособен нормально адаптироваться и интегрироваться в общество. Ведь те же цыгане сегодня не ездят в кибитках и не живут в поле. Они живут в домах, пользуются благами цивилизации. Так что это всего лишь вопрос к системе».

Политическому аналитику Александру Чернявскому идея нравится, однако он считает, что её реализация может затянуться. Чернявский вспоминает времена СССР, когда власти также пытались социализировать цыган: «Отчасти это удалось. Однако это в большей степени заслуга мощного репрессивного аппарата, который тогда существовал в нашей стране. Как будет проходить социализация цыган сегодня, с помощью каких механизмов, мне не совсем понятно».

Чернявский приводит в пример подобные попытки в ЕС. В той же Франции, по сути, расписались в собственном бессилии и, закрыв глаза на международные нормы, просто-напросто принялись высылать цыган из страны, предварительно выплачивая соответствующее пособие. К слову, эта «мягкая репрессия» не сработала: французы получили обратный эффект — в страну начался приток эмигрантов, желающих получить деньги на выселение.

«Для успеха должно быть встречное движение и со стороны цыганского сообщества. В любом случае социализация — это длительный и сложный процесс», — резюмирует Чернявский.

И, пожалуй, именно этот вопрос — а нужно ли это самим цыганам? — является главным на сегодня. Ведь без инициативы «снизу» любое начинание «сверху» оказывается обречённым на провал.

Автор: Марк ЗАХАРОВ

Комментарии

Имя или электронная почта
Пароль
Войти, используя: YandexGoogleВконтактеFacebookTwitterMail.ruMyOpenIDOpenIDWebMoney

Лента новостей

Последние статьи

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

У вас есть предложения по улучшению нашего сайта или вы нашли ошибку? Напишите об этом.